Жёлтый Шадринск

Жёлтый Шадринск
независимый интернет дайджест

воскресенье, 23 января 2011 г.

Наш вариант Года учителя ( статья из "Исети")

На нашем сайте уже поднималась проблема бедственного положения учителей города, которая нашла своё продолжение на страницах городской газеты " Исеть "

Учительские коллективы города обратились за поддержкой к Президенту и Правительству РФ. Из министерства образования ответили, что таких мизерных зарплат у педагогов в стране нет

"Закончился Год учителя. Как он проходил? В нашей области настрой по этому поводу оптимистический. В актив, например, относят фестиваль учительского мастерства. Но немногие знают, какой ценой достаются педагогам подобные мероприятия. Так, для участия требуется сумма в пределах 10000 рублей, разумеется, из личных средств учителя. По итогам определяется три победителя, сумма награды – 15000 рублей, из которых вычитаются все полагающиеся налоги. Получается, овчинка не стоит выделки.

Году учителя были посвящены и другие мероприятия, причем часть их учителей никак не касалась, например, открытие в Зауралье детских садов, в Кургане – досуговой детской комнаты, торжественный прием ста лучших учеников у главы региона… Разве это не должно осуществляться в рабочем порядке?

Хотелось бы обратить внимание на нашу заработную плату, размер которой стыдно произносить вслух. Ставка молодого учителя составляет 2900 рублей в месяц, а у стажиста с высшей категорией, проработавшего 25 лет, аж 3900 (меньше МРОТ)! Стоит ли удивляться, что молодые и перспективные специалисты не остаются работать в школе, тогда как средний возраст педагога 45-50 лет. Кому они передадут свой опыт и кто будет учить детей после того, как они уйдут на пенсию?

Нельзя не сказать и о том, что формируется негативное общественное мнение об учителе, причем на государственном уровне. В Законе об образовании появилась запись, что школа оказывает образовательные услуги. Тем самым учитель сдвигается в социально-коммерческую сферу. В то же время Президент призывает учительство сделать школу «центром духовности». А как соединить духовность и рынок? И почему школа не может выжить без материальной поддержки родителей?

Многие годы идет «реформирование» школы, и Курганская область тут впереди планеты всей. Это постоянная экспериментальная площадка всех инноваций, не подкрепленных материальным обеспечением. Только на энтузиазме учителя проходит подготовка и проведение ЕГЭ, внедрение новых программ. От учителя требуют систематического применения инновационно-коммуникационных технологий на уроках и внеклассных мероприятиях, ведется строгий подсчет, и все это при отсутствии в кабинетах необходимого оборудования. Даже курсы повышения квалификации надо пройти в учебное время за свой счет. Стоимость нужных книг намного превышает те 100 рублей, которые выплачиваются на методическую литературу, поэтому приходится приобретать ее на свои средства. Дидактический материал к урокам тоже надо печатать за свои деньги.

Есть и другие новшества. В свете последних решений правительства контролирующий орган вправе оштрафовать учебное заведение за невыполнение учебного плана в часах на 200000 рублей, при этом объективные факторы (карантин, отмена занятий по температурному режиму и другие), не зависящие от педколлектива, во внимание не берутся. Кроме того, учителя накрывает девятый вал документов и отчетов, отделяя его от живого ученика. И никого не интересует, где брать средства на дорогую оргтехнику (отчеты должны сдаваться в бумажном и электронном видах) и расходные материалы.

А посмотрите, в каком бедственном положении находится учитель начальных классов. Подготовка к урокам требует яркой наглядности, и для этого нужны большие материальные затраты учителя. С введением новых стандартов в начальной школе у педагога не набирается часов даже на ставку, а требования растут в разы.

Или взять классного руководителя. Перечень его обязанностей (а он является еще и учителем-предметником) составляет более 30 пунктов, и все серьезные. Самое интересное – подсчет двигательной активности в конце каждой четверти. Оказывается, ученик в течение дня должен двигаться не менее 120 минут. Как эти нормативы связаны с реальным состоянием здоровья ребенка и как учитель может повлиять на это?

За классное руководство начисляется в среднем 1000 рублей (без вычета налога). Выходит, чиновники оценивают одного ребенка в 40 рублей, а с введением новой системы оплаты труда будет 10 рублей. Официально заявляется, что зарплата учителей неуклонно растет и составляет уже 15000 рублей. Жаль, что нашим учителям об этом мало что известно. Последний раз в Курганской области в нашей сфере повышение зарплаты на 14% было в феврале 2008 года. На свое обращение в правительство области мы получили такой ответ: «В связи с тем, что бюджет региона носит дотационный характер, возможности областного бюджета не позволяют выделять средства на повышение заработной платы работников социальной сферы».

Таким образом мы оказались заложниками нищей области. Для того чтобы выжить, учителя вынуждены брать большее количество часов, что негативно сказывается на качестве образования детей. А нагрузка на 1,5-2 ставки приводит к ускоренному эмоциональному выгоранию педагогов, к серьезным нарушениям здоровья. В очередном отпуске восстановить силы и поправить здоровье учителю тоже нет возможности ни в материальном плане, ни в физическом, так как в это время приходится составлять рабочие программы или работать с детьми в летнем оздоровительном лагере на базе школы".

Педагогический коллектив школы № 4. (42 подписи).

Прокомментировать письмо мы попросили председателя горкома профсоюза работников образования Надежду Дмитриевну ШУЛИМАНОВУ и председателя профкома школы № 4 Валерия Алексеевича БАТАЛОВА.

– Что заставило написать это письмо?

В. Баталов:

- Сначала мы обратились в правительство области, откуда пришел процитированный в письме ответ. После этого учительские коллективы школ города, в том числе и нашей, написали Президенту, Правительству. А потом решили, что надо рассказать об этом в местной газете.

Н. Шулиманова:

– Прошло уже несколько месяцев, но конкретных ответов «сверху» все еще не получили. О зарплате писали на сайт министра образования А. Фурсенко, прикладывая свои «расчетки». Нам ответили, что таких зарплат, о которых мы говорим, в стране нет.

– Вопросы, поднятые педагогическим коллективом школы № 4, появились, еще когда Закон об образовании находится в стадии обсуждения. Можно ли, на ваш взгляд, что-либо изменить?

В. Баталов:

– Прежде всего, надо изменить отношение правительства к образованию и распределять средства таким образом, чтобы они доходили до каждой школы в достаточном количестве. Сейчас каждый регион отвечает за образование самостоятельно, и в богатых областях оно финансируется более или менее нормально, а в бедных, подобных нашей области, положение оставляет желать лучшего. Приведу пример: работникам образования страны повысили зарплаты на 30%, а в нашей области на это денег не нашлось, и с 2008 года заработная плата учителей не росла (прибавили тогда 14%), хотя цены и тарифы за это время многократно повышались. Но с 1 сентября 2011 года вводится новая система оплаты труда, эти 14 процентов переводятся в премиальный фонд, то есть получать их будут уже не все учителя.

Н. Шулиманова:

– В нашем городе по новой системе оплаты труда в порядке эксперимента третий год работает школа № 20. Ежемесячная заработная плата учителя у них может увеличиваться на 10%, а с 1 сентября – на 20%, то есть на 1400 рублей, но это не каждому педагогу. Система внедряется с пробуксовкой, постоянно вводится что-то новое, но до совершенства очень далеко, многие не удовлетворены. Тем не менее, надеемся, что полученные наработки помогут другим школам.

В некоторых регионах при внедрении новой системы отмечены положительные результаты, но это зависит от базовой ставки: там, где она составляет 4000-6000 рублей, все хорошо, а у нас – всего 2000 рублей. О чем тут можно говорить?

В. Баталов:

– Кроме зарплат надо обратить внимание на финансовое обеспечение школ. В последние годы много говорится о поборах с родителей. Но опираться на их помощь мы просто вынуждены, так как средств нет даже на самое элементарное, на те же моющие средства.

На оборудование школ в нашем письме тоже обращено внимание. Один момент: при новой системе работа каждого учителя будет оцениваться по баллам, которые выставляются по многим параметрам, в том числе – за использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, но школа не имеет их в достаточном количестве.

Н. Шулиманова:

– Такое оборудование должно быть в каждом кабинете, но оно есть только в методкабинетах школ и учителю, чтобы провести урок, приходится переносить его из класса в класс.

– Сейчас озвучивают средние заработные платы учителей, врачей. Суммы вроде бы получаются не такие уж маленькие. Но при этом нигде не говорится, что ставки изначально мизерные, а чтобы заработать на жизнь, надо работать на полторы-две ставки, медикам еще и дежурства брать. И все это, как правильно указано в письме, в ущерб собственному здоровью, качеству работы. Может быть, профсоюзам пора сказать свое слово по этому поводу?

Н. Шулиманова:

– Зарплата должна быть такой, чтобы педагог мог работать на ставку и достойно жить на эти деньги. Тогда и качество обучения повысится, и здоровье не будет страдать. Профсоюзы неоднократно поднимали эти вопросы, но пока нас не слышат. В Курганской области среднемесячная зарплата работников дошкольных образовательных учреждений составляет 6080 рублей, учителей начальных классов – 6750, основного и среднего образования – 8023 рубля. И такой уровень зарплаты – самый низкий не только в нашем регионе, но и по стране, - сохраняется около трех лет.

В. Баталов:

– У учителей начальных классов ставка даже не 18 часов, а 20, которую они при всем большом желании не могут выработать. У нас есть и учителя-предметники, которые хотели бы заработать, но не могут этого сделать, так как дополнительных часов просто нет, и их зарплата – на уровне технического работника, то есть 4000 рублей.

С тревогой ждем введения в действие нового закона об образовании, предполагающего предоставление школами образовательных услуг. Пока совершенно непонятно, каким образом они должны будут предоставляться?

– Как проводился Год учителя в нашем городе?

Н. Шулиманова:

– Это как яркая вывеска, за которой мало существенного. Да, что-то где-то открывается, проводятся какие-то конкурсы. Но ведь это и без Года учителя должно делаться, а вот проблемы остаются в тени. Однако мы - оптимисты, надеемся, что изменения к лучшему все-таки произойдут. Удалось ведь профсоюзам добиться, что при начислении за «больничный лист» страховой стаж остался таким же, как и был, хотя его собирались увеличить в два раза.

В. Баталов:

– Год учителя прошел как обычный год, хотя, когда его объявили, учителя воспрянули духом: наконец-то нам будет уделено серьезное внимание. Но ничего не изменилось. Такой пример: если в предыдущем году учителям нашей школы было выделено пять путевок в санаторий-профилакторий ШААЗа, то в 2010 году – ни одной.

Ангелина БАРАБАНОВА.
P.S. Приглашаем учителей школ города, родителей, всех шадринцев, кому не безразлична судьба образования, на страницах нашей газеты высказать свое мнение по поводу поднятых в письме проблем.

Прим : Отличная статья, жаль только, что результат будет нулевой. Как там в басне Крылова , " А кот Васька слушает, да ест ".

Ну а коли нас пригласили, то обязательно напишем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий