Жёлтый Шадринск

Жёлтый Шадринск
независимый интернет дайджест

понедельник, 3 сентября 2012 г.

Новости образования

Средняя зарплата сахалинских учителей достигла 40 тыс. рублей

Отправлено 37 мин. назад пользователем Wladislav Nosyrev
Новость на Newsland: Средняя зарплата сахалинских учителей достигла 40 тыс. рублейСредняя заработная плата учителей в Сахалинской области, по данным "Мониторинга системы общего образования", составляет около 40 тысяч рублей, сообщает РИА SakhalinMedia: 40215 рублей в мае, 38999 рублей в июне, 40470 рублей в июле этого года. Правда, сами педагоги утверждают, что эти суммы сильно преувеличены.
Например, учитель с высшим, 14-м разрядом, работая в школе села Горнозаводск, получает в виде "базовой части" 12 тысяч рублей, а вместе со всеми начислениями – около 20 тысяч. Преподаватель английского языка, работая в пригороде Южно-Сахалинска, имея немалое количество часов (чуть меньше 2 ставок), ведя кружок, получает 28 тысяч рублей. Кореспондент РИА SakhalinMedia обзвонил порядка десяти преподавателей и самая высокая зарплата оказалась у учителя математики из школы Новоалександровска - она ведет 36 часов в неделю, имеет доплаты за классное руководство и проверку тетрадей. Ее зарплата составляет 35 тысяч рублей. "Мы не знаем никого из коллег, чье жалование составляло бы 40 тысяч", - говорят учителя.
Откуда взялись цифры, предоставленные центром мониторинга, не понятно, хотя в министерстве образования области подтвердили их достоверность. Тем не менее, по словам бывшего учителя с 25-летним стажем Галины Медведевой, заработать 40 тысяч, просто преподавая, в школе невозможно физически. Другое дело, что директора учебных заведений раздают сотрудникам финансовые поощрения, размер которых определяют сами.
Также в отчете системы мониторинга есть данные о том, что средний учитель в островном регионе ведет 1,4 ставки. Максимальная начисленная зарплата в образовании составляет от 100 до 215 тысяч рублей. Если с первой цифрой учителя еще могут согласиться - – уходя в отпуск, они реально могут получить такие деньги, то кто и за какую работу может получать в школе 200 тысяч, они представить не могут.
Кроме того, в отчете говорится о том, что примерно 1800 учителей (около 50%) получают больше средней начисленной зарплаты по экономике региона.
Источник: sakhalinmedia.ru

Установлены минимальные баллы ЕГЭ по всем предметам на 2013 год

Отправлено 01.09.2012, 10:42 пользователем Wladislav Nosyrev
«Накануне нового учебного года, впервые в практике единого государственного экзамена, распоряжением Рособрнадзора установлено минимальное количество баллов по всем предметам ЕГЭ, подтверждающее освоение участниками экзаменов основных общеобразовательных программ среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», — отметил он. Так, чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку выпускнику необходимо будет набрать не менее 36 баллов, по математике — 24 балла.
Чтобы сдать ЕГЭ по физике, химии и биологии — 36 баллов, информатике и ИКТ — 40 баллов, истории — 32 балла; географии — 37 баллов; обществознанию — 39 баллов; литературе — 32 балла; иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский) — 20 баллов.
Рособрнадзор впервые в прошлом году установил для выпускников 2012 году минимальное количество баллов ЕГЭ по обязательным предметам до проведения экзаменов. По мнению экспертов, это позволило выпускникам лучше подготовиться к ЕГЭ и сдавать экзамен в более комфортной психологической обстановке.

1 сентября!

Отправлено 01.09.2012, 10:28 пользователем Wladislav Nosyrev

День знаний - это общий праздник, когда все открывают школьную дверь с надеждой, что  не будет усталости и вороха бумаг, ученики будут с радостью и увлечением постигать науки, что учительская зарплата вырастет не только до средней, что голос учителя услышан.
Цветы, шары, гости, выросшие ученики, отдохнувшие учителя, заботливые родители, гости... Все  рады видеть друг друга.  Пусть так будет весь учебный год. Пусть сбудутся все пожелания и обещания.  С праздником!

Урок истории к 1 сентября от Председателя Госдумы С.Е.Нарышкина

Отправлено 01.09.2012, 10:25 пользователем Wladislav Nosyrev   [ обновлено 01.09.2012, 10:25 ]
9 января 2012 года Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о проведении в России Года российской истории. Согласно тексту указа, Год истории будет проведен «в целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе».
На 2012 год выпало несколько важнейших исторических юбилеев: 1150-летие создания Русского государства, 200 лет со дня Бородинского сражения, 150 лет со дня рождения Петра Аркадьевича Столыпина, 770 лет со дня «Ледового побоища», 460 лет со дня присоединения Казани к России, 400 лет со дня освобождения Москвы (ополчениями Минина и Пожарского), 340-й день рождения великого русского императора Петра I, 200 лет со дня Окончания Русско-Турецкой войны 1806 - 1812 г., 90 лет со дня основания пионерской организации, 70 лет со дня окончания битвы под Москвой в Великой Отечественной войне, 70 лет со дня начала Сталинградской битвы, 55 лет со дня первого запуска искусственного спутника Земли, 90 лет со дня образования СССР, 85 лет со дня рождения Мстислава Ростроповича, 200 лет со дня рождения Александра Герцена.
К началу учебного года председатель Государственной Думы Сергей Евгеньевич Нарышкин подготовил видеоурок по истории Российского парламента.

Новости образования от " ЖШ"

Кому теперь идти в пед? Системе педагогического образования грозят большие перемены

Отправлено 29.08.2012, 21:21 пользователем Wladislav Nosyrev
IV международный педагогический форум «современное образование  в опыте педагогов разных стран»
Министерство образования и науки РФ планирует запустить программу модернизации педагогического образования, а также выработает профессиональные стандарты для учителей и приступит к реорганизации сети педагогических вузов.
По словам министра науки и образования РФ Дмитрия Ливанова, главный приоритет на данный момент – привлечение в школы молодых педагогов: «Мы будем активно заниматься повышением квалификации учителей, добиваться того, чтобы были созданы специальные пенсионные инструменты поддержки педагогических работников, поскольку очень часто получается так, что в школах нет вакансий для молодых педагогов».
Кроме того, Минобрнауки планирует разработать специальные профессиональные стандарты для российских учителей, а на их основе – создать систему профессиональных экзаменов, которые придется сдавать выпускникам педагогических вузов, прежде чем прийти работать в школу. Что касается реорганизации сети педагогических вузов, то часть из них, возможно, скоро прекратит свое существование. Останутся те, которые, по словам министра, «действительно профессионально готовят высококвалифицированных работников».
Напомним, что реформировать существующую систему образования, доставшуюся России в наследство от Советского Союза, Правительство РФ пытается с середины 2000-х годов. Под управлением Андрея Фурсенко в 2009 году экспериментальная система тестирования выпускников (ЕГЭ) стала основной формой проверки российских школьников. Также отечественная система образования почти повсеместно перешла на европейскую двухуровневую (бакалавриат и магистратура). Последней громко обсуждаемой инициативой Фурсенко стала идея сократить количество обязательных предметов в старших школах и сделать главными физкультуру и ОБЖ.
В преддверии новых кардинальных преобразований на педагогическом фронте АиФ побеседовал с Андреем Демидовым, сопредседателем Межрегионального профсоюза работников образования «УЧИТЕЛЬ» и попытался выяснить, действительно ли невысокий процент молодых учителей в школах – настолько серьезная проблема и как с ней бороться.
По статистике в регионах молодых преподавателей в школах не больше 10-15 % от общего числа учителей. В Москве ситуация не настолько плачевная, но в целом тоже удручающая: нормального профессионального воспроизводства и преемственности не наблюдается. Связано это, прежде всего, с тем, что социальный статус учителя крайне невысок, а оплата не соответствует тяжести труда. Минобрнауки считает, что необходимо сокращать количество региональных бюджетных мест в педвузах. «Это отчасти оправдано (количество детей падает), -- считает Демидов, -- но глобально эта мера, конечно же, не будет способствовать повышению качества школьного образования».
Для того чтобы молодые преподаватели шли в школы, он предлагает выработать комплекс мер.
«Во-первых, создавать дополнительные меры поддержки молодых учителей. Доплаты, которые делались в Москве и еще нескольких регионах (молодым учителям выделяли по 20000 рублей на «обустройство жизни»), отменили в прошлом году. Их необходимо как минимум вернуть. И это не вопрос меркантильности, а вопрос престижа профессии. Сейчас статистика такова, что четверо из пяти молодых преподавателей в течение первых трех лет уходят из школы.
Льготы сейчас есть только у учителей, проживающих в сельской местности и поселках городского типа: им компенсируют расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Также немаловажно, что нынешняя разрядная система оплаты труда в школах – совершенно дискриминационная. Все надбавки распределяются в связи с педагогическими достижениями, и их львиная доля уходит пожилым педагогам с большим стажем работы.
Во-вторых, необходимо рассмотреть возможность предоставления молодым специалистам служебного жилья или преференций при приобретении жилья в ипотеку. Такой проект уже обсуждался, но дальше слов дело так и не пошло.
В-третьих, учителям нужно предоставлять льготы на устройство детей в сады. Прокуроры и следователи Следственного комитета, а также судьи имеют такие льготы, а учителя до сих пор нет».
Что касается идеи создания системы профессиональных экзаменов, которые придется сдавать выпускникам педагогических вузов, прежде чем прийти работать в школу, то она вызывает особую обеспокоенность представителя профсоюза работников образования: «Я думаю, что смысла в таких экзаменах нет, что это очередной приступ административной горячки. Министерство фонтанирует идеями, которые не нужны и трудны в реализации. Выпускник педагогического вуза и так сдает государственный экзамен по методике преподавания, а через два года после трудоустройства в обязательном порядке проходит переаттестацию. Между прочим, все учителя сейчас проходят переаттестацию раз в пять лет -- сдают в электронном виде тест, похожий на ЕГЭ. Нередки случаи, когда пожилые учителя буквально рыдают во время переаттестаций из-за того, что у них нет навыков пользования компьютером».
Не менее важная проблема – процедура трудоустройства молодых педагогов. Сейчас не существует общей базы, где могли бы аккумулироваться соответствующие вакансии. А публиковать информацию о них на общих ресурсах для соискателей директора школ не обязаны. Нередко работу в школе получают «по знакомству» специалисты не самой высокой квалификации. К идее реанимировать советскую систему распределения молодых учителей Демидов относится отрицательно: «Сейчас распределение действует лишь формально. Но призывы вернуться к нему, скорее всего, ничего, кроме вреда, не принесут».

Мила Дубровина
.

Судьба российского образования: чиновники придумывают реформы, а расплачиваются за этот «креатив» дети

Отправлено 29.08.2012, 21:19 пользователем Wladislav Nosyrev

В канун 1 сентября вновь звучат споры о том, какой должна быть современная система образования. На пользу или во вред ей все эти нововведения, начиная с образовательных стандартов и заканчивая постоянно меняющимися правилами ЕГЭ?

«Не вырезать душу»

«Система образования - это та же политика, а в политике все и всегда играют с народом. Игра включает в себя разные обещания, возможно, пустые», - уверен Марат Зиганов, доктор педагогических наук, профессор Европейского университета права, создатель Ломоносовской школы г. Москвы.

О виноватых

Сегодня в России реформами заигрались. Реформируют образование, реформируют министерство. Это как в анекдоте. Человек приходит к ветеринару: «Доктор, у меня куры дохнут, что мне делать?» - «Сейчас почитаю книжку… А как вы их кормите?» - «Просто сыплю зерно». - «Вы квадратом сыпьте». Через день приходит: «Доктор, из оставшихся половина сдохла». - «Кругом сыпьте». На следующий день: «Всё равно дохнут». - «Теперь треугольником попробуйте». Через день приходит человек и говорит: «Всё, все сдохли». - «Жаль. А ещё столько идей было!»
У нас в стране в реформах точно так же. Дай только возможность написать. Но реформа - это то, что должно быть управляемо государством и разумным рынком потребляемо.
У нас нет хороших кадров, как, например, в Америке. Там даже на сенаторов учат. А у нас кто приходит на должности министров? Один плохо разбирающийся в проблеме чиновник сменяет другого, и результат от смены нулевой. Это факт. Возьмём ЕГЭ. Из каких побуждений его сделали? Очень много людей хотят поступать в вузы. Это хорошо. Но отсев необходим - всех желающих взять физически невозможно. Вот с помощью ЕГЭ и пытались упростить этот отбор.
В развитых странах такая система тоже существует, и там она работает. А у нас ЕГЭ реализуется по-своему. Вначале ЕГЭ ругали за то, что экзаменационные задания были составлены наспех. По всей стране чиновники кинули клич: «Напишите нам задания». И наприсылали их отовсюду. Всё это быстренько скомпоновали и выдали детям. В итоге получилась куча глупых вопросов и ответов. Но так же нельзя! Сейчас ЕГЭ начали совершенствовать, и заданий плохих стало меньше, но проект всё равно не работает, потому что реформу до ума так и не довели.

О стандартах

Очередная реформа - введены Федеральные государственные образовательные стандарты (т. е. чему и как надлежит учить в школе и какие знания в итоге должен получить школьник и т. д. - Ред.). В стандартах, конечно, есть свои плюсы. Они заставят слабые школы, где директор и учитель просто приходят «отсидеть свой срок» (а такие школы, к сожалению, есть), где преподаватели предпочитают не учить, а «подтягивать» учеников за день­ги после занятий (а этот бизнес только в Москве приносит 3 млрд руб. в год), подняться до хороших. Иначе плохим школам придётся официально обнародовать, что они стандартам не соответствуют. Плюс стандартов и в том, что они развивают способности к мышлению. Идёт не просто зубрёжка материала. Ребёнок уже начинает задавать вопросы: «Почему так, а не иначе?» Такой подход имеет свою ценность.
По ним, если ребёнок изучал биологию, он не имеет права пересадить ёлку так, что она погибнет. Это правильно. Но со стандартами есть и существенные проблемы, так как и тут начались перегибы, ведь стандарты писали разные люди. У одного такое мнение, у другого - другое. Но что самое плохое - стандарты упрощают то классическое образование, которое было в России. Люди станут менее грамотными. Это геополитическая тенденция - во всём мире всё идёт к упрощению. Ведь глупыми людьми управлять легче. Если какая-то маленькая страна, например Финляндия, пытается сопротивляться общей геополитике, она выходит в образовании на первые места, и большие страны начинают от неё отставать. Посмотрите, по всем международным тестам большие страны находятся где-то внизу. Индия почти на предпоследнем месте, хотя эта страна вкладывает в образование очень много денег, а Финляндия - в первых строчках.

О престиже

Но не всё ещё потеряно. В этой бочке дёгтя всё-таки есть и ложка мёда. Вот сегодня говорят, что учитель - непрестижная профессия, что в глубинке зарплаты не повышают, что денег мало, что выпускники не идут в педагогические вузы. Это очень плохо. Но это только одна сторона медали, она отпугивает абитуриентов от профессии педагога. Они просто не знают, что, в Москве, к примеру, у учителей заработная плата выше, чем средняя по городу. И в государственных школах учителя получают больше, чем в частных. Вы слышали, что в государственной школе учителю могут платить до 145 тыс. руб.? Не слышали? А почему? Потому что сегодня у нас про современную школу показывают только ужасы. Гай Германикасняла сериал, показала плохих учеников, плохих учителей. Мне кажется, её задача была не в том, чтобы привлечь внимание к проблеме, а в том, чтобы заработать денег на рекламе.
Один немецкий нейрофизиолог говорил, что, когда кто-то хочет воспитать человека, он не должен брать нож и вырезать душу, чтобы её переделать. Нужно рядом с негативом создать пустое место для позитива и обосновать, что это позитив. Вот ребёнок смотрел порнофильмы в Интернете. Так покажите ему, что корабли собирать так же интересно, так же остро, так же опасно, как рыскать в Сети. Или пусть займётся прыжками в воду - тот же адреналин. Или пусть изучает голосеменные растения - там море неизведанного!
Знаете байку? В мединституте профессор объясняет: «Как зовут человека, который хочет, но не может?» - «Импотент». - «А как зовут того, кто может, но не хочет?» Девушка вскакивает и кричит: «Сволочь он!»
Много таких примеров в жизни, когда люди могут, но не хотят. Так сделайте что-нибудь. Родители, помогите ребёнку! Сами возьмите книжку, прочитайте, перескажите, заинтересуйте его. Не сидите весь день у телевизора. Помогите учителям и собственным детям! У ребёнка есть свободное время? Займите его, например, музыкой. Чем больше успеваете за один день, тем больше будет свободного времени.
В стране сейчас самое время создать министерство интеллектуального развития. В Венесуэле сделали такое, и страна пошла вперёд. В Южной Корее образовали департамент интеллектуального развития, и страна рванула в развитии, хотя до этого мы долго смеялись над корейцами. А у нас последнее достижение - бронзовая медаль на олимпиаде по информатике. По всем остальным позициям мы потеряли, хвалёный МГУ скатился в рейтинге университетов вниз. А это всё - следствие неграмотно проводимых реформ. Хотя было время, когда во всём мире завидовали тому, что мы сделали в образовании.
Но после распада СССР поддержки со стороны государства не было, и всё попадало. В той системе надо было много работать. Мир изменился, теперь ценится то, что даётся легко. Недавно я узнал: сейчас только 4% школ России поддерживают советские системы. Даже учебники бесплатно дают, что удивительно, - лишь бы учились. Это говорит о том, что всё-таки в настоящих педагогах интерес к хорошему образованию не убьёшь. Есть такая картинка - цапля схватила клювом жабу, но жаба всё-таки успела вытащить из клюва зад­ние лапки и душит эту цаплю. Так вот нас, учителей, не задушишь, не съешь.

2ГИС составил рейтинг городов по развитию сферы образования

Отправлено 29.08.2012, 21:14 пользователем Wladislav Nosyrev
Главными центрами высшего образования в России можно назвать Москву и Кострому. Если в столице, что вполне ожидаемо, наибольшее в стране количество вузов, то в Костроме – самая большая их концентрация в пересчете на число жителей.Эти и многие другие выводы сделали аналитики компании 2ГИС, которая выпускает постоянно обновляемые электронные справочники с картами городов. В преддверии нового учебного года компания составила рейтинг городов России по развитию сферы образования, изучив количество и концентрацию вузов, школ, детских садов, магазинов учебной литературы и других организаций этой сферы. В каждом из этих сегментов 2ГИС математическим расчетом определил Топ-20 ведущих городов.
Однозначным лидером по количеству высших учебных заведений стала Москва. В столице их 1126, это в три раза больше, чем у ближайшего преследователя – Санкт-Петербурга. Зато по концентрации вузов (по их числу в пересчете на население) не знает равных Кострома, в этом городе на 100 тыс. жителей приходится 17 высших учебных заведений. Совсем рядом – Томск, который нередко называют студенческим городом Сибири. Здесь 15 вузов на 100 тыс. жителей.
Самыми «школьными» городами России по результатам исследования 2ГИС стали Горно-Алтайск, Новороссийск и Магнитогорск. В них наибольшая по стране концентрация среднеобразовательных школ (45, 22 и 22 соответственно). По абсолютному количеству школ в первой тройке Москва (2123 школы), Санкт-Петербург (748) и Новосибирск (295).
Так же, как в случае со школами, наилучшая ситуация в обеспеченности населения детскими садами наблюдается в Горно-Алтайске, Новороссийске и Магнитогорске. В этих относительно небольших городах детсадов немного, но в расчете на население – 63, 41 и 39 соответственно. Это самые высокие показатели в стране. Впрочем, совсем рядом город-миллионник Екатеринбург (38). Однако больше миллионников в Топ-5 нет, а Москва по концентрации детсадов не вошла и в Топ-20. Санкт-Петербург – на 12-м месте (33 садика на 100 тыс. жителей).
Главный центр молодежного спорта в России – это Сибирь. Кемерово, Омск и Иркутск лидируют по обеспеченности населения спортивными секциями. Их показатели 19, 13 и 13 секций на 100 тыс. жителей соответственно. По абсолютному количеству спортивных секций тройка ведущих городов  вполне предсказуема, это Москва (699), Санкт-Петербург (300) и Новосибирск (154).
Узнать о том, какие города стали лидерами в других образовательных сегментах, можно из полной версии исследования (.pdf, 3,4 Мб). Оно подготовлено по данным справочника с картой 2ГИС, при использовании результатов исследования необходимо это указывать.
Как проводилось исследование
Чтобы сравнить города по развитию образовательной сферы, аналитики 2ГИС сопоставили их по количеству различных организаций, связанных с этой областью деятельности – например, университетов, техникумов, школ, магазинов учебной литературы и т.д. Данные о количестве организаций взяты из справочника с картой 2ГИС, который охватывает сегодня 182 города и знает более 1,5 млн работающих предприятий.
В исследовании города были объединены в 70 «агломераций» — вместе со спутниками и близлежащими населенными пунктами. Как, например, Москва взята с учетом Химок, Реутова, Мытищ и еще более 30 близлежащих небольших городов; Санкт-Петербург – с учетом Всеволожска, Гатчины, Кировска; Новосибирск – с учетом Бердска, Искитима, Оби; Владивосток – с учетом Артема, Нижний Новгород – с учетом Дзержинска и т.д.
О 2ГИС
Российская компания 2ГИС выпускает одноименные электронные справочники с картами городов. Первый выпуск 2ГИС вышел в 1999 году, сегодня продукт охватывает более 180 городов в России, а также несколько городов за рубежом (в Италии, Украине и Казахстане). Справочник 2ГИС доступен в трех версиях: для ПК, мобильных устройств с операционными системами iOS, Android, Windows Mobile, Symbian и в виде онлайн-сервиса на maps.2gis.ru. Все продукты 2ГИС бесплатны для пользователей и в каждом городе обновляются ежемесячно (онлайн-версия – ежедневно в ряде крупных городов). Аудитория пользователей ПК-версии 2ГИС составляет более 12 млн человек, мобильной версии – 2,5 млн человек, онлайн-версии – 1,5 млн уникальных посетителей ежемесячно.

Пресс-служба 2ГИС в головном офисе в Новосибирске
Максим Бугаев, Наталья Рыжкова
Т. +7 (383) 363-0-555, доп. 132
Почта:  press@2gis.ru

«Государство не может понять, чего оно хочет от образования»

Отправлено 29.08.2012, 21:13 пользователем Wladislav Nosyrev
Ирина Прохорова
фото Ивана Куринного для Forbes
Основатель издательства «Новое литературное обозрение» — о школе и обществе
У нашего государства нет никакой образовательной политики, как, собственно, и культурной. Достаточно посмотреть на совокупность принятых законов в области образования, не разбирая каждый по отдельности. Общая картина — какая-то тотальная самоаннигиляция, одни законы гробят другие. С одной стороны, вводится ЕГЭ, идея которого — максимальный доступ к высшему образованию детей, у которых нет связей и материальных возможностей. С другой стороны, происходит сокращение обязательной программы, где нет ни физики, ни химии, уменьшается количество литературы. Здравый смысл подсказывает, что при сокращении базовых предметов хорошее образование неизбежно станет платным. Но тогда ЕГЭ обессмысливается, становится фикцией.
Модель общества
Все это происходит потому, что государство не может понять, чего оно хочет от образования. Образование всегда встроено в социальный процесс — какой тип общества мы строим, какого человека хотим воспитать, какие специалисты нужны. А поскольку у государства никакого проекта будущего нет, совершенно непонятно, какой должна быть концепция образования. И поиск сути подменяется бесконечными пересаживаниями квартета, внешними заимствованиями: то Болонская система образования, то другая, то третья. Но все эти системы рассчитаны на определенный тип общества, а мы, вместо того чтобы сформулировать свои собственные задачи, в славных традициях русской государственности внедряем фрагменты чужих систем, вырванные из контекста. В итоге получается тришкин кафтан, то есть законы об образовании, которые не устраивают решительно никого: ни консерваторов, ни прогрессистов.

А все потому, что в государственной политике сталкиваются две абсолютно противоположные модели общества. Одна концепция, сформулированная  в конце 1980-х и набиравшая обороты в 1990-х годах — это модернизация, гуманизация и либерализация общества. Вторая тенденция, идущая с 2000-х, — неотрадиционализм и ресоветизация. Если мы хотим конкурировать с другими странами, то нам нужны образованные и свободные граждане, и государство должно строиться на принципе уважения к личности. Если строим авторитарное государство, прикованное к нефтяной трубе, то не нужно никакой модернизации, а задача образования — формировать послушную полуграмотную массу. Я считаю, что нежелание определяться, какой модели мы следуем, гробит образование больше, чем откровенный выбор второго варианта.
Советские традиции
В каждой стране есть своя традиция образования, которую неплохо было бы знать. При большом количестве шума вокруг советской образовательной системы серьезных публичных дебатов на эту тему нет. Либо позиция: у нас было лучшее образование и не надо его трогать. Либо все было плохо, давайте с нуля сделаем заново.
Система всеобуча не есть достижение советской власти, разработки были еще до революции, на волне общеевропейской тенденции демократизации образования. Но советское образование, дававшее много предметов, было насквозь идеологизировано — оно, конечно, выстраивалось под определенные задачи воспитания: при большом количестве знаний не предусматривало развития мышления.
Главная проблема советского образования — отсутствие привязки к реальным потребностям общества — актуальна для школы и сейчас. Уступка потребностям общества была сделана только в 1960-е — появились спецшколы. И физико-математические, потому что нужны были новые квалифицированные кадры для ВПК, и языковые — как только страна стала чуть более открытой, тут же выяснилось, что у нас очень плохо с владением иностранными языками. Сейчас, кстати, проблема с языками стоит так же остро: очевидно, что в современном мире человек ничего не может добиться, не зная хотя бы одного иностранного языка, и учить их хорошо должны в любой школе.
Проблема коррупции образования тоже возникает из-за того, что оно не сфокусировано на потребности общества. И дети это хорошо понимают: главное — получить корочку. Работать они все равно идут не по специальности, их реальные знания часто не имеют значения для карьеры: красный диплом не гарантия конкурентоспособности в сравнении с бездельником со связями, которого папа с мамой пристроят в хорошее место. Так было и в советское время, когда я училась. Кстати, западное образование тоже не гарантирует, что ребенок будет востребован в России: оно заточено под задачи другого общества, под другой рынок труда.
Говорить о модернизации образования бессмысленно, если не пересматривать систему подготовки учителей. Мир стремительно меняется. А наша система школьного образования остается в концептуальном плане еще очень советской. Образование в современном мире — это прежде всего развитие навыка нахождения новых знаний, новых смыслов, умение отличать настоящее от ложного, мыслить. Просто большого объема знаний недостаточно.
Новые вызовы
Есть и другие вызовы. Класс, где половина детей плохо говорит по-русски, рассматривается как аномалия, хотя вообще-то это уже реальность во многих крупных российских городах. Миграция будет продолжаться, и соединение в школах детей с разными культурными традициями — на повестке дня. Если мы говорим о том, что у нас многонациональное государство, то и программа должна меняться: то же преподавание истории должно учитывать мультиэтнический контекст, уважение к другим культурам надо воспитывать в школе. Чудовищное развитие бытовой ксенофобии происходит ровно потому, что нет государственной политики в этом плане.
Старая система образования ориентировалась на то, что вы получаете профессию на всю жизнь и всю жизнь в ней совершенствуетесь. В современном мире люди меняют профессию, причем по несколько раз, то есть учатся всю жизнь. И с этим надо считаться, базовое образование должно быть с упором на гуманитарные дисциплины: именно они развивают мышление и формируют как раз единое поле культуры, национальную идентичность.
У общества есть запрос на демократизацию — на уровне благополучия детей все понимают, что хотят жить в стране, где их бы не унижали. Школа, как говорили правозащитники, первая очная ставка личности с государством. Это первый общественный институт, где на взаимоотношениях с другими учениками, с учителями моделируются отношение ребенка к миру. А у нас школа, как и государство, чаще всего авторитарна. И травма, которую дети там получают, сталкиваясь с унижением, сопровождает их потом всю жизнь.
Моей самой большой родительской удачей был перевод дочери в восьмом классе в лицей на Воробьевых горах. До этого она училась в той же спецшколе, которую в свое время заканчивала я. В 1990-е стало очевидно, что эта школа уже не отвечает потребностям времени. А перестроечные дети уже более чувствительно относились к зубрежкам и унижениям. В лицее она просто расцвела. Первое время приходила домой в постоянном восторге: «С преподавателем можно поболтать в коридоре, его можно не бояться!» И мне кажется, в становлении ее как личности эта атмосфера, а не только хорошее гуманитарное образование сыграла решающую роль.
Найти хорошую школу — всегда проблема. И так во всем мире. Главное для родителей — понять систему склонностей ребенка, что не всегда просто. Приходится преодолевать большой соблазн подгонять ребенка под себя, под свои амбиции, под свои способности. Дальше надо смотреть, есть ли школы, соответствующие его склонностям, и стремиться из нашей несовершенной системы образования выжать все, что можно.
А еще родители должны влиять на жизнь ребенка в школе. Вместе родители могут не только собрать деньги на подарки и покраску полов. Забота о ребенке должна привести к поиску новых форматов объединения родителей, совместных решений школьных проблем и конфликтов. Школа — властный институт. А диалог власти и общества очень важен, и начинаться он должен на уровне детского сада и школы.
Пришло время пристально посмотреть на весь этот комплекс проблем. Только поняв, где есть точки роста, а где системный сбой, можно будет поэтапно выстраивать новую логику образовательного процесса. Мы же уходим от этих серьезных стратегических вопросов, обсуждая технические детали вроде того, сколько лет учиться в школе.
Записала Ирина Телицына
Читайте подробнее на Forbes.ru: http://www.forbes.ru/forbes-woman/liderstvo/102495-gosudarstvo-ne-mozhet-ponyat-chego-ono-hochet-ot-obrazovaniya?fb_action_ids=404047246324719&fb_action_types=og.recommends&fb_source=other_multiline&action_object_map=%7B%22404047246324719%22%3A10151132590

Минобразования: в школах не хватает 17,2 тысячи учителей

Отправлено 29.08.2012, 19:59 пользователем Wladislav Nosyrev
Новость на Newsland: Минобразования: в школах не хватает 17,2 тысячи учителейДефицит учителей в российских школах составляет более 17 тысяч человек, сообщил в среду на заседании правительства России министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
«В российских школах не хватает 17,2 тысячи учителей, это немного. Дефицит в основном педагогов по иностранному языку, физике, математике и физкультуре», - сообщил Ливанов.
Также он отметил, что в этом году начался демографический подъем, и пришло, по сравнению с предыдущими годами, большее количество первоклассников. «С этого года количество первоклассников будет только расти», - считает министр.
По его данным, в России действует 102,153 тыс. учебных заведений, в которых обучается свыше 30 миллионов ребят. По словам министра, в новом учебном году в российских школах будет обучаться более 13 миллионов учеников, из них более полутора миллионов - первоклассники.
По словам Ливанова, к новому учебному году будет введено в эксплуатацию 549 новых образовательных учреждений, в основном это будут детские сады. «У нас сокращается число учебных заведений за счет вывода из эксплуатации аварийных зданий», - пояснил Ливанов, передает РИА «Новости».
Источник: vz.ru

Началось! В Воронеже родителей заставляют платить за обучение детей в школе – 36 тысяч рублей в год!

Отправлено 29.08.2012, 9:02 пользователем Wladislav Nosyrev
28/08/2012 
Закон о коммерциализации бюджетной сферы «Единая Россия», несмотря на протесты оппозиции, приняла еще в 2010 году. Тогда же его подписал президент Медведев. Однако, закон вступил в силу только после выборов президента Путина – в июле 2012 года. В Воронеже уже началось!
  Как сообщает популярное издание «Мое!», родителям учеников воронежской школы № 41 за несколько дней до учебного года заявили, что за обучение детей придется платить – от 20 до 36 тысяч рублей в год.
24 августа на общешкольном родительском собрании был озвучен приказ о переводе гимназии на платное образование. За обучение детей с 1 по 4 класс родителям придётся платить от 20 до 26 тысяч в год, в зависимости от наполняемости классов, а с 5-го по 9-й – от 24 до 36 тысяч рублей в год. Родителям предложили подписать индивидуальные договоры о переходе на платное обучение, либо переводиться в другие школы.
Родителей возмутились: почему их поставили перед фактом за неделю до начала нового учебного года? Не потому ли, чтобы им деваться было некуда – практически все школы уже укомплектованы?
Подробности о хитросплетениях в этой истории читайте здесь: http://www.moe-online.ru/news/view/246751.html

Комментирует депутат Государственной Думы фракции Справедливая Россия Олег Пахолков:
- Наша партия голосовала категорически против этого антинародного проекта. Бесплатное школьное образование – едва ли не последнее достижение СССР, которое  благодаря единороссам тоже уходит в небытие. Такое впечатление, что власти намеренно делят людей и культивируют потомственную бедность. Судите сами: если родителям нужно будет платить за образование в школе уже с 1 класса, как в данном случае, около 2-3 тысяч рублей в месяц, то это станет существенным ударом по кошелькам небогатых семей. Вряд ли они смогут отправить своих детей учиться дальше – в высшие учебные заведения, туда же нужно еще больше денег! И получается, что хорошие профессии смогут получить только дети богатых родителей, а если твоя семья бедная – тебе дорога только лишь рабочим на низкоквалифицированную работу. И государству, оказывается, абсолютно плевать – талантливый ребенок или нет. Есть деньги – есть образование и хорошая профессия. Нет денег – будешь бедным, как и твои дети с внуками. Это крайне несправедливо. Поэтому мы продолжим борьбу за отмену антинародного федерального закона № 83.

Комментариев нет:

Отправить комментарий