Жёлтый Шадринск

Жёлтый Шадринск
независимый интернет дайджест

четверг, 20 мая 2010 г.

ТЕЗИСЫ РАЗМЫШЛЕНИЙ НА ТЕМУ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Молодежь у нас хорошая, плохой ее делаем мы – взрослые. Учитель.

1. Без всякого сомнения, обязательное школьное образование (Образование – создать свой образ) должно охватывать всех детей школьного возраста (без отношения к материальному уровню семьи учащегося), если хотите это – "приемственность" (т. е. приблизиться и принять) к прошлым годам, когда образовательный уровень молодых людей позволял им успешно поступать и в столичные ВУЗы.

2. Обязательно внедрить изучение личности учащегося методом "Педагогического консилиума", но педагог-психолог должен нести персональную ответственность за каждого ребенка, которого события (не говорю судьба) поставили в крайнюю ситуацию.

3. Педагог, должен иметь право обратиться к вышестоящему органу (желательно общественному). Назовем его "Арбитраж по … при …" или "Попечительский совет", который должен не только решать возникающие "споры о воспитании и образовании", но и осуществлять общественный надзор над образовательными организациями и защищать ученика и Учителя. "Нет более скандальной публики, чем учителя и профессиональные революционеры" В. И. Ульянов-Ленин.

4. Государственная программа – ЗАКОН. Но зазубривание основ предметов не дает ЗНАНИЙ, не дает МИРОПОНИМАНИЯ. Надо выработать комплекс тестов, или взять за основу уже наработанные, чтобы т. н. вышестоящий орган был осведомлен об уровне образования молодых людей (тестирование, олимпиады, предметные декады, НОУ, кружки по интересам, производительный труд в школах и пр. – необходимые и неотъемлемые элементы образования). Государственная Школа обязана вырабатывать у учащихся рациональное или по-другому диалектическое (т.е. в развитии) понимание окружающего материального мира, умение применять полученные знания к изменяющимся задачам дня, изменяющимся условиям нашего существования.

5. Уже никто не читает К. Маркса. А это был серьезный экономист, именно он разработал теорию о циклических изменениях в экономике (циклы достаточно короткие от 8-12 лет и от них зависит спрос на рынке труда), просто его терминология уже не применяется по известным причинам. Вместо понятий кризис, депрессия, оживление и подъем, экономисты используют их синонимы - рецессия, спад, оживление, бум, пик и т. п. Но ЧЕТЫРЕХмоментный цикл развития экономики, принятый во всем мире, со всеми его колебаниями на рынке труда разработал К. Маркс. И именно это должно заставить нас прислушаться к его мнению об обязательном политехническом образовании, которое позволяет человеку более гибко приспосабливаться к рынку труда. Школьник должен "в живую" потрогать машины, с которыми он, вероятно, будет иметь дело всю свою жизнь, ведь научно-техническую революцию XX века еще не отменили. И она родила не только персональные компьютеры (на сленге "МАШИНА"), они лишь ее малая неотъемлемая часть. Вывод - уроки труда и производительный труд необходимы, с соответствующей программой, разработанной с учетом нужд региона, с оплатой труда учащихся и учителя (вспомним ФЭД) в соответствии с произведенной продукцией и законом о труде. "Умение работать руками – великое начало для творческой работы ума" В. П. Никитин. Бессмысленный труд убивает всякое желание трудиться, труд должен давать результат и быть обеспеченным необходимыми ресурсами, а не напоминать чистку отхожего места зубной щеткой в стройбате. Если мы не воспитаем человека-созидателя, то получим человека-разрушителя!

6. Физвоспитание! ФИЗКУЛЬТУРА! ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА! Мне нравится любой транспарант! Но больше где культура. Не понимаю перекачанных протеинами псевдоспортсменов, которые просто даже не слышали о древней Греции и об их культе тела и разума. ШУЧУ! Горько шучу, все я понимаю, когда нет НАСТОЯЩЕГО, это место по принципу замещения занимает примитив - деградат от НАСТОЯЩЕГО. Так что такое КУЛЬТУРА в нашем понимании? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к синонимам слова "культура". Ведь слово "культура" принадлежит к одним из самых многозначных. Поэтому попробуем сопоставить его с другими, часто вместо него употребляемыми словами. Быть может, нам удастся за каждым из этих слов закрепить определенный оттенок и таким путем различить как бы несколько значений слова "культура". Вместо "культуры" нередко говорят "цивилизация". Если буквально перевести "цивилизацию" на русский язык, мы получим "гражданственность" - слово, часто встречающееся у русских авторов девятнадцатого века. Наконец есть прекрасное выражение "образованность". Нельзя ли расслышать в каждом из этих ТРЁХ слов определенный, ему только ему присущий оттенок? КОНЕЧНО! До сих пор мы следуем заветам античной Греции. Трудно изменить навязанное веками (мы даже в языке оставили слово "Физкультурник"), понятие, что любой спортсмен обязан быть почти АПОЛЛОНОМ, а не быть тупицей, едва окончившим восемь классов с большим трудом для родителей. Для российского человека это не понятно. У нас спортсмены истинные Олимпийцы и грекам нечего ловить. Поэтому, я думаю, при возможности работать с тренерами, которые работают на бесплатной основе, т. е. возможно на основе бюджета с соответствующим контролем, мы получим новые спортивные таланты. (А почему все думают, что расходы на спорт детей не поддержат жители города?) Мне кажется, что всем гражданам нужно объяснить, что два урока физкультуры в неделю в школе – это всего 10% необходимых двигательных затрат, обоснованных возрастной физиологией, растущего организма школьника.

7. А о музыкальной культуре принято говорить только в крутой музыкальной тусовке, но совсем не как о необходимом элементе образования школьника. И редко кто из этих тусовщиков упоминает, сколько сил потратил, что бы походить на своего кумира. Задача Учителя направить эту энергию в созидательное русло. Сейчас популярны дискотеки, тридцать лет назад были ВИА, они тоже создавали много проблем администрации школ, но это был очень хороший способ привлечь молодежь к электронике, к культуре, к языкам, причем самую конфликтную, т. е. активную часть учеников. В то время были организаторы внешкольной работы, а сейчас их нет. Т. Е. нет желающих с ними (учениками) работать в соответствии с должностными обязанностями организаторов досуга молодежи. Необходимо воссоздать пионерскую организацию (пусть это будет скаутская, но обязательно с патриотическим уклоном детская организация, не в названии суть). "Человек существо политическое" АРИСТОТЕЛЬ. К этому я добавлю:ЧЕЛОВЕК и РЕБЕНОК существо публичное, общественное, развязное, интеллектуальное, бешенное, созидательное, красивое, романтичное, неповторимое, целая вселенная, я еще могу добавить, но и этого уже достаточно?!

8. Человека без отечества не бывает. Это аксиома. Мы это знаем. Подросток 14 лет задает вопрос по телевидению: "Что такое ОТЕЧЕСТВО?". Значит ЭТО МЫ, взрослые, ему не объяснили, где его корни, где история всех предков, где его Родина. И если мы не сможем объяснить ребенку, где его Родина, которую он должен любить, защищать, мы все исчезнем как нация, как сообщество народов, говорящее на одном языке, имеющее общую культуру, и общую территорию. Это о военно-патриотическом воспитании в школе. Если не будет Учителей, не будет нации. Сколько бы не соревновались проститутки и журналисты, чья профессия древней, без учителей не было бы никого – всех надо научить. Но почему же профессия учителя так недорого стоит!

Комментариев нет:

Отправить комментарий